В последние годы большое значение в конкурентной борьбе на мировых рынках, особенно в торговле капитальным оборудованием и прежде всего машинами, приобретают «неценовые» факторы, или конкуренция потребительских стоимостей. Опрос импортеров оборудования показал, что технические показатели — «решающий фактор» при импорте большинства продукции общего машиностроения, электротехнической, электронной промышленности и приборостроения. В то же время экспорт капитального оборудования страдает от того, что иностран-
ные потребители во многих случаях не удовлетворены его качеством. Экспорт потребительских товаров также уступает по ряду характеристик аналогичным изделиям других стран. Преимущества конкурентов Англии в качестве машин и оборудования, их надежности и эффективности во многих случаях являются решающими и нередко перевешивают соображения, относящиеся к ценам.
Другая группа «неценовых» факторов включает сроки выполнения заказов, наличие хорошо налаженной сбытовой сети, характер отношений с потребителями продукции, качество упаковки, условия кредитования, помощь в установке и эксплуатации оборудования и т. д. В английской экономической литературе приводятся многие факты, когда отечественная продукция уступает импортной и по качеству, и по цене, и по срокам поставок. На отставание в области конкурентоспособности указывают соотношения между коэффициентами эластичности спроса по доходам на импорт и экспорт Англии по сравнению с конкурентами. Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует о том, насколько возрастает импорт в случае увеличения валового внутреннего продукта на 1%. Чем выше этот коэффициент, тем менее благоприятно рост экономики отражается на платежном балансе. Что же касается коэффициента эластичности спроса па экспорт, то он показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и валового внутреннего продукта государств, импортирующих эту продукцию. Разумеется, что, чем больше «откликается» экспорт на рост экономической конъюнктуры в мире, тем это лучше для экономики страны-экспортера.